Аналитики увидели угрозу для банков из-за внедрения систем на основе ИИ

В ближайшие несколько лет решения на базе искусственного интеллекта (ИИ) радикально изменят банковский сектор по всему миру. Аналитики полагают, что стремление банков оптимизировать собственные процессы за счет использования нейросетей столкнется с тем, что управление деньгами со стороны клиентов банков возьмут на себя ИИ-агенты, которые будут игнорировать маркетинговые инструменты банков.

Аналитики увидели угрозу для банков из-за внедрения систем на основе ИИ

Эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнеры» изучили текущую ситуацию и перспективы развития искусственного интеллекта в банковском секторе России. Наиболее зрелым с точки зрения проникновения ИИ является розничный бизнес: там уровень внедрения достигает 69%. Это значительно выше уровня малого и среднего бизнеса (38%) и корпоративного сегмента (31%). При этом наибольшее проникновение ИИ наблюдается в кредитных продуктах: 78% в рознице, 44% в малом и среднем бизнесе и 43% в корпоративном. В сегменте пассивных и транзакционных продуктов показатель не превышает 52%.

«Массовое внедрение ИИ в кредитные продукты показало: отрасль умеет быстро извлекать эффект из технологий. Следующий шаг — перенести эту зрелость в транзакционные и пассивные продукты, где конкуренция за клиента усиливается на фоне пока еще высоких ставок. Именно там будут рождаться новые лидеры, готовые инвестировать в долгосрочную ценность», — объяснил Максим Болотских, партнер практики искусственного интеллекта и высоких технологий «Яков и Партнеры».

Кредитные карты и депозиты особенно уязвимы. Они сильно зависят от инертности клиентов и узнаваемости бренда, о чем нейросети заботиться не будут

Ключевым барьером для более широкого внедрения ИИ, в том числе генеративного, остается дефицит кадров: 91% банков отметили нехватку квалифицированных специалистов уровня senior и выше. Другие значимые препятствия — ограничения на использование публичных облачных сервисов из-за регуляторных требований, а также дефицит и высокая стоимость графических процессоров (GPU), таких как NVIDIA A100 и H100, для обучения генеративных нейросетей. При этом 64% банков отмечают сложности как с интеграцией ИИ в существующие процессы, так и с оценкой его финансового эффекта.

Читайте также:  "Новые люди" предложили ввести единый стандарт гарантийных талонов в виде QR-кодов

Совсем иначе выглядит ситуация с точки зрения перспектив ИИ и ИИ-агентов для решения клиентских задач при использовании банковских продуктов. Как отмечается в отчете McKinsey, бизнес-модели и доходы банков окажутся под угрозой из-за ИИ-агентов. Последние «подорвут» экономические основы финансовой сферы, определяя лучшие условия по вкладам, кэшбека и обслуживания.

Два источника дохода банков — кредитные карты и депозиты — особенно уязвимы, говорят аналитики. Оба сильно зависят от инертности клиентов и узнаваемости бренда, о чем ИИ-агенты заботиться не будут. «Они будут оптимизировать результаты. Когда выбор продукта будет определяться логикой, а не привычкой, правила изменятся», — говорят в агентстве.

Источник: rg.ru